Первый тезис – «добро и зло суть одно и то же». Я не стану цитировать, все встречали самые различные вариации этого высказывания. То, что можно было бы назвать крайностями этического и аксиологического релятивизма. Но мы, орки, так не выражаемся. Мы хлопаем глазами и мотаем головой в ответ. Мы - вымирающая раса, поскольку так не считаем. У проблемы можно выделить несколько аспектов.
Историко-доктринальный аспект. Да, такие представления не существовали везде и изначально. Но сегодня модно перенимать различные элементы даосизма и адвайта-веданты, не углубляясь в суть этих доктрин. Получается философская пепси-кола, мы берём ингредиенты различных доктрин и смешиваем для себя в нужной пропорции. Это нормально, но давайте помнить, что в таком случае за нами не стоит ни одна конкретная традиция. Мы становимся на почву абсолютного субъективизма, а пальцы при этом торчат так, будто мы только что перевернули землю.
Логический аспект. Подобные рассуждения содержат одну важную недоработку. Правильно мыслить – это тоже искусство, хотя и не мне этому искусству обучать. Но однозначно нарушаются законы формальной логики – закон тождества (в процессе определённого рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе) и закон нерпотиворечия (в постановке Аристотеля – «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении). А в наших рассуждениях тонкие смысловые оттенки зачастую меняются, как цвета на коже хамелеона.
Человеческое мышление несовершенно, оно диалектично, биполярно. Чтобы мыслить качество, необходимо мыслить определённую градацию и полюса. Наше мышление просто зажато в категориях мышления, ни одному человеку не дано преодолеть их. В любом качестве сознание пытается уловить полюса, иначе границы познаваемого объекта будут размыты. Так, мы можем сказать, что добро и зло – одно и то же, как и чёрное и белое – одно и то же. Чёрное и белое, – на самом деле одно и то же в родовом отношении, – это цвет. Но если мы отождествим один цвет с другим, то придём к неправильным выводам. Попробуйте отождествить красный с зелёным при проезде светофора – и к «неправильным выводам» придёте не только вы. Добро и зло – это этические полюса, но они по определению противоположны. Когда восточные доктрины говорят об их единстве, то речь идёт об их слиянии в Абсолюте. А на уровне человеческого мышления смешивать их было бы по меньшей мере неправильно. Мы же пытаемся абстрагироваться от наличия противоположностей, думая, что возвышаемся над несовершенством сознания, тем самым меняем естественный метод познания действительности на бесплодное фантазирование.
Эмоциональный аспект. Просто, как пять копеек. Добро и зло существуют как феномены человеческого сознания. По сути, акт изнасилования и «таинство первой брачной ночи» можно отождествить на основании их определённой схожести. Но события, преломляясь через призму человеческого сознания, обязательно приобретают эмоциональную окраску. Мы тут не властны решать. Вследствие сильного эмоционального надрыва грани могут стираться, но речь идёт не о нашей ситуации. Мы не на войне, не в состоянии шока или аффекта, мы сидим у монитора, ковыряем в носу, едим попкорн (по признанию некоторых) и слушаем музыку. И гордо говорим: добро и зло – одно и то же.
Нет, если кто-то выстрадал подобные взгляды – не смею его переубеждать, а если это дань определённой моде, то прошу задуматься. Например, посетите специальную государственную клинику, куда родственники сбрасывают людей, безнадежно больных раком. Незабываемая атмосфера безысходности. Или есть закрытые корпуса, в которых содержатся дети с физическими уродствами. Туда вас не пустят, впрочем, по старой советской традиции мы их скрываем, по крайней мере, дело так обстоит в моей стране. Но тогда вы сможете ещё раз задуматься над неоднозначностью мировоззрения, построенного на отсутствии сильных впечатлений. Мы что в основном переживаем? – Несчастная любовь, предательство, неудовлетворённость жизнью, «Миф о Сизифе» Камю – и мы хотели «даже повеситься, но институт, экзамены, сессия…» Нам рано выносить такой приговор одной из основных проблем в истории человеческой мысли.
Мне так кажется, я могу и ошибаться.