Нельзя жертвовать серьезными практическими науками малодушным опасениям незначительной части вреда, какая может произойти от свободы и широты ученой деятельности. Пусть между молодыми учеными нашлись бы такие, которых изучение естественных или точных наук привело бы к выводам крайнего материализма, отрицания и т. п. Убеждения их останутся их личным уделом, а учеными усилиями их обогатится наука, как некогда исследованиями алхимиков и астрологов, добивавшихся открытия философского камня и тайн читать будущее по звездам, обогатились химия и астрология.как легко ты противопоставил "неразумных предков" и "разумных себя"им в головы впихнули, что гром и землятресения от бога
тебе впихнули, что они от перепада давления или движения земных плит
а по сути от "неразумных" ты не далеко ушёл: есть среда с устоявшейся верой на неё накладывают непротиворечащие доводы и так выстраивается картина мира
люди верили во много богов, потом перекрестились и стали поклоняться одному, люди верили, что земля плоская и все вокруг неё вращается, потом верили, что она крулая и сама вокруг всего вращается, во что будут верить завтра?
наука - та же регилия с пиком популярности во второй пловине 20 века, когда верили(!), что она сможет объяснить любой феномен
Уяснение религии, даже самое отрицание ее началось вместе с религией и идет параллельно. Только пылкой юности позволительно мечтать, что эти два параллельные потока уже сошлись у ней под ногами. В спорах об этом выясняются истины, выигрывает наука, мысли, философия, а религия не теряет своей власти над большинством.
Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, впереди все будет бездна неведения — все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. Но напрасно Бокль и подобные ему мыслители хотят измерить человеческий прогресс только мерилом знания — и в нем одном слить совершенствование человечества! Нравственное несовершенство, конечно, частью зависит от неведения — но большею частью и от дурной и злой воли. А победа последней достижима — не одним ведением, но и силою воли! Поэтому заповеди и евангелие будут на этом пути единственными руководителями!
Мыслители говорят, что ни заповеди, ни евангелие ничего нового не сказали и не говорят, тогда как наука прибавляет ежечасно новые истины. Но в нравственном развитии дело состоит не в открытии нового, а в приближении каждого человека и всего человечества к тому идеалу совершенства, которого требует евангелие, а это едва ли не труднее достижения знания. Если путь последнего неистощим и бесконечен, то и высота человеческого совершенства по евангелию так же недостижима, хотя и не невозможна! Следовательно — и тот и другой пути параллельны и бесконечны! И то и другое одинаково трудно одолимы.
И. А. Гончаров
ПРЕДИСЛОВИЕ К РОМАНУ «ОБРЫВ»
Ноябрь
1869.
С.-Петербург.